Девушка с питоном: древняя эротическая магия

Один из эпизодов фильма Квентина Тарантино «От заката до рассвета» давно и заслуженно считается своеобразной классикой жанра: речь идет, конечно же, о танце со змеей, который виртуозно исполняет великолепная и харизматичная Сальма Хайек, создавая весьма убедительный образ прекрасной вампирши, сколь соблазнительной, столь и смертельно опасной.

Вообще говоря, танец с живым питоном пользуется неизменной популярностью у самой разной публики, предоставляя эффектную экзотику и легкий эротизм так сказать,  в одном флаконе. И поскольку спрос на зрелища такого рода устойчиво существует, танцевальные номера со змеями прочно вошли в репертуар цирков, кабаре, ночных клубов и даже агентств, предоставляющих развлекательно-увеселительные номера «на выезд». Учитывая, что этот жанр был широко представлен еще в XIX веке, а его компоненты (умеренно одетая девушка плюс умеренно крупный питон, выполняющие довольно-таки стандартный набор танцевальных движений) в целом весьма предсказуемы, можно только удивляться тому, насколько безотказно он захватывает внимание зрителя! Пожалуй, без своеобразной магии здесь дело не обходится, тем более что вопреки современным ожиданиям не только новизна может быть ключом к успеху зрелища, но и напротив, его сугубая традиционность.

Женский танец с живыми змеями такой же древний, как и само человечество, он имел место в тех или иных модификациях в огромном количестве самых разных культур по всему Земному шару. Соответственно, образ девушки с питоном пробуждает смутные, упрятанные глубоко в подсознании воспоминания о древних ритуальных символах, которые наши весьма и весьма отдаленные предки считали чем-то чрезвычайно важным. Поэтому завораживающий и даже легкий трансовый эффект, переживаемый публикой легко объяснимы. И это касается не только собственно танцев со змеей, но и просто «змеиного» образа, упрямо создаваемого модницами всех времен и народов при помощи элементов одежды, украшений и аксессуаров, будь то браслет-змейка или клатч из натуральной кожи питона.

Практически все исследователи традиционных культур сходятся во мнении, что не только танцы со змеями, но и образ женщины со змеей или даже женщины-змеи имеет прямое и непосредственное отношение к магии плодородия, а потому эротический подтекст в этой символике присутствует неизменно и действует безотказно. Здесь есть аспект, связанный с совершенно очевидными вещами и аналогиями, понять которые можно и без особо глубокого погружения в дебри архаического сознания. Сама форма змеиного тела – цилиндрического, упругого и снабженного округлой головой, – навевает весьма определенные ассоциации не только зацикленным на «вечных песнях о главном» последователям фрейдизма. Иными словами, змей вообще является универсальным культурным символом мужского начала. С другой стороны, змеи как существа, ползающие по земле, живущие в норах и расселинах, активные в ночное время суток, прочно и повсеместно ассоциировались с обожествляемыми стихиями земли и воды и были атрибутами, пожалуй, самого древнего женского божества – богини-матери.  Богиня-земля, таинственным образом порождающая из своего тела растения, кормящая людей и животных и забирающая тела умерших предков, распоряжалась рождением и смертью всех живых существ, и потому была не только милостивой, но и грозной силой. И змея, способная менять кожу, как бы возрождаясь заново, грациозная и весьма опасная – чрезвычайно убедительный символ первозданной мощи этого женского божества. Вот, например, ацтекская богиня земли Коатликуэ, двуглавая змея. С точки зрения современного европейца, выглядит она, пожалуй, вряд ли слишком соблазнительно, но в убедительности и способности вызывать страх и трепет, безусловно, ей не откажешь.